Если в семьях с нормальными, не пьющими родителями требования последних к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а потому имеют постоянный характер по отношению к тем или иным эмоционально-поведенческим проявлениям детей, то трагедия детей в семьях алкоголиков состоит в искажении, словно в кривом зеркале, человеческих взаимоотношений.
В семьях, где родители – алкоголики, нарушаются все функции семьи: репродуктивная, экономическая, культурная, воспитательная, эмоциональная, психологическая. Расход значительных материальных средств на спиртное ухудшает, нередко значительно, питание семьи, что не может не отражаться на физическом развитии ребенка. Реакции родителей – алкоголиков на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие – осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие: у ребенка не вырабатывается навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей. Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего, грубого и несдержанного, пагубно отражается на формировании личности будущего человека. Дети обычно стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что их отец пьет и скандалит дома, для них это всегда остро переживаемое глубоко личное, «потайное» горе, бесследно не проходящее для здоровья: развиваются заболевания, называемые неврозами.
Неврозы у детей из семей алкоголиков проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов, из-за которых ночной сон часто прерывается. Замечено, что расстройства сна – это реакция на частые «семейные» сцены. Неврозы у детей могут проявляться в виде нервных подергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого пояса, а также навязчивых движений, заикания. Известно, что заикание может возникнуть у ребенка после тяжелых сцен (ссоры, драки и прю) между родителями. После сильного испуга у детей из таких семей наблюдалось даже недержания мочи или кала.
Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся, стремятся скрыть от сверстников, в особенности когда их недомогания обнаруживаются в детском коллективе, который они посещают или куда временно попали (например, в пионерский лагерях). Все это глубоко травмирует психику ребенка.
Как правило, в семьях, где отец – алкоголик, мать, стремясь сгладить черствость, грубость отца, отсутствие к ребенку любви, внимания, заботы, начинает проявлять к дочери или сыну чрезмерную нежность, повышенную опеку, снижая, в то же время, необходимую при воспитании требовательность. Таким образом, в семье складывается резко противоположение отношение к ребенку, а это ведет к неустойчивости его поведения и настроения, способствуя развитию болезненных черт характера, связанных со страхом перед отцом и безнаказанностью со стороны всепрощающей матери.
Привыкнув к такому отношению матери, ребенок использует его в эгоистических целях; позже, по мере взросления, такой тип поведенческих реакций им применяется уже в отношении окружающим его подросткам, а затем и в коллективах взрослых.
Еще тяжелее отражается на психике детей морально - психологический климат семьи, когда спивается мать, быстро утрачивая при этом свою социальную роль хранительницы очага: она теряет материнские чувства, опускается настолько, что кроме мыслей о том, где бы достать спиртное,- забот у нее не остается.
Формирование нервно-психического развития детей в семьях, где отец, и мать – алкоголики, протекает с тяжелыми отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень, что обусловлено отсутствием правильного воспитания в раннем детстве. Здесь речь идет не о детях с алкогольным синдромом плода (когда причиной задержки психического развития оказывается повреждение алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной системы плода, а о так называемых «педагогически запущенных»детях, внутриутробное развитие которых протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией).
Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к ним не позволяют ребенку приобрести первоначальный, наиважнейший жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для правильного формирования сознания умственной деятельности. Недаром считают, что первый год жизни ребенка – это год упущенных возможностей, возможностей развития высшего отдела центральной нервной системы – коры больших полушарий головного мозга. Отсюда – резкое отличие таких детей от товарищей. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство собственности ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. У них длительно истощается нервная система, а это ведет к постоянно ощущаемому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в буйстве, озорстве, стремлении через эти качества самоутвердится в коллективе. Такие « трудные» дети обычно бросают обучение после 4-5 классов, затем занимаются неквалифицированной работой.
В семьях алкоголиков дети нередко получают и травмы. В детские отделения больниц иногда доставляют детей с переломами, ссорами между собой. Бывает и так, что дети получают травмы в драке с пьяными родителями. Существует даже термин « синдром избитого ребенка» или « синдром жестокого обращения с детьми». Чаще всего жестоко обращаются с детьми именно пьющие родители.
Подростки испытывают переживания иного плана; подавленность настроения, стыд за родителей, чувство неполноценности, беспомощности, неуверенности. Отсюда – недисциплинированность, неорганизованность действий, что в сочетании с неизбежным нарушением духовной близости с родителями дает обществу подростка, ищущего деятельности, не требующей даже минимального интеллектуального усилия. Постепенно такой подросток находит себе подобных, а от перечисленных ущербных переживаний у него формируется психологическая предрасположенность к приему алкоголя.
Уклад семейной жизни играет очень большую роль в формировании личности. Правила общения соблюдаемые в семье, являются формой социального контроля. Поэтому без контроля семьи человек, достигнув зрелости, очень часто не приемлет контроль со стороны общества, вступает с ним в конфликт. Отсутствие душевной близости с родителями, отсутствие навыков сопереживания ближнему приводит к тому, что подросток взрослеет, не усвоив общественно значимых взглядов, норм и навыков поведения. У него формируется оборонительно-агрессивный стереотип поведения. Постепенно насилие становится нормой поведения по отношению к окружающим: воровство, хулиганство, ранняя половая жизнь.
Так у этой категории подростков вне зависимости от того, в какой стране они проживают, складываются болезненные (патологические) черты характера: безволие, лживость, мстительность, лицемерие, склонность к беспредметному бродяжничеству, отсутствие трудовых устремлений, повышенная конфликтность с домашними и соседями. Нарастает социальная дезадаптация, когда конфликт с обществом приобретает характер уголовных правонарушений.