КОГНИТИВНО ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЗНИКЛО В СЛЕДСТВИИИ ОСОЗНАНИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЙ ТОЛЬКО НА ВНЕЙШЕЕ ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТА, ПОНИМАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ В РЯДЕ СЛУЧАЕВ МОДИФИКАФИЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ.
Это направление ставит перед собой задачу воздействовать прямо на когнитивные процессы (мысли, ожидания, установки). При проведении когннитивно-поведенческой психологии и поведения пациента используются техники, задача которых напрямую изменить поведение пациента.
Необходимость прямого воздействия на когнитивную сферу воздействия понятна, например в случае с человеком, страдающим алкогольной зависимостью. Несмотря на то, что много факторов говорит о необходимости прекратить употребление спиртного (утрата количественного контроля за выпитым, тяжелое похмелье , развитие осложнений со стороны телесной сферы, проблемы на работе, сложности в семье, неудовлетворенностью в жизни, закомплексованность в чем-либо. Если человек чувствует дискомфорт с окружающим миром, над ним довлеет чувство свыше ему. Человек думает, что он может научиться контролировать себя, прием алкоголя и «чуть–чуть» – не повредит», В результате неоднократно происходят срывы и зависимость прогрессирует.
У того же человека мысли (когниции) могут стать программой самореализующихся пророчеств, поддерживающих стереотип употребления алкоголя. Мотивация к отказу от алкоголя носит поверхностный, формальный характер. Поиск врача и выбор методов лечения ложатся на близких. Сам больной уверен: «Лечение мне не поможет, все врачи – шарлатаны». Он принимает в лечении пассивное участие, не прикладывает собственных усилий, а зачастую и саботирует приход на консультации. Затем срывается. Виноватыми становятся врач и близкие, так как они заставили «несчастного» лечиться. Убежденность в том, что лечение не помогает, растет.
Центральным понятием когнитивно-поведенченского направления является понятие схемы, через которую человек воспринимает и интерпретирует окружающий мир. Схема - промежуточная переменная, которая предопределяет воздействие окружения на индивида. Иными словами, не событие само по себе, а значения, которыми через призму схемы наделяет человек окружающие объекты и явления, его установок ожидания относительно них и определяют, прежде всего, его поведение.
Наиболее простой и прямой путь воздействия на зависимое поведение – воздействие на неадекватные когниции (мысли, установки, ожидания.).
Поэтому работа в любой системе конитивно-поведенческой терапии предполагает принятие клиентом гипотезы о влиянии мыслей на поведение. Только после принятия этой гипотезы возможно начало работы с пациентом.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ СЛОЖИЛАСЬ В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИЗА И БЫЛА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ РЕАКЦИЕЙ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЗНАНИЮ БОЛЬШОЙ РОЛИ.
Когнитивная психотерапия выступила с утверждением, что «в сознании человек находит ключ к пониманию и разрешению своих психологических проблем и эмоциональных расстройств».
Когнитивно-поведенческая психотерапия имеет целью изменить прежде всего эмоции и поведение, воздействуя на содержание мыслей.
Возможность таких изменений основана на связи мыслей и эмоций. Мысли (убеждения) являются главным фактором, определяющим эмоциональное поведение. Как человек интерпретирует событие, такую эмоцию в результате он и имеет в этой ситуации. На внешние события и люди вызывают у нас негативные чувства, а наши мысли по поводу этих событий. Воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения наших эмоций и, следовательно, поведения.
Возникновение неадаптивных когниций (установок, мыслей, правил) связано с прошлым пациента, когда ребенок воспринимал их, не имел еще навыка проводить критический анализ на когнитивном уровне, не имел возможности опровергнуть их на поведенческом уровне, поскольку был ограничен и не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть или получал определенные подкрепления от социального окружения.
Когнитивная психотерапия предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и пациента при отношениях между ними, приближающихся к партнерским. Пациент и врач должны в самом начале достичь соглашения в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы лечение было успешным, пациент должен, в общем, принять базисное положение когнитивной психотерапии о зависимости эмоций и поведения от мышления: «Если мы хотим изменять чувства и поведение, надо изменить вызвавшие их идеи».
Термин «неадаптивная когниция» применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции, затрудняющей решение какой-либо проблемы, приводящей к неадаптивному поведению.
Неадаптивные когниции носят характер «автоматический мыслей», они возникают рефлекторно, и для пациента всегда имеют характер вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению убеждений. Они непроизвольны, не привлекают его внимания, хотя и направляют его поступки.
Например, пациент, страдающий алкогольной зависимостью, перед началом запоя думает : «выпью рюмочку и остановлюсь.» Рассуждая логично, понятно, что «рюмочкой» не обойдется, так как он ищет состояния опьянения, которое возникает после совсем других объемов. Вот пример неадаптивных мыслей.
Уровни когниции: поверхностный – уровень автоматических мыслей; фундаментальный – глубинные убеждения. Фундаментальный уровень как правило формируется в детском возрасте, особенности внутрисемейных взаимоотношений, что трудно поддается корректировке.
Промежуточные убеждения находятся между поверхностными и глубинными. Они формируются как жизненные принципы, либо предположения, либо как правила и т.д.
Автоматические мысли возникают спонтанно без размышления или обдумывания. Человек осознает эмоции, чем мысли, и принимает их за истину.
Выявить автоматические мысли и правильно их оценить – задача врача, ведущая к улучшению самочувствия пациента.